Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Все твои «беды» как летний снег: вот он есть, миг — и нет ничего, просто показалось… Не надо только все время тыкаться носом в прошлое или мечтать о том, каким бы могло стать будущее.
Макс Фрай

Владимир

Активация не завершена. Завершить

Дата регистрации: 2019-11-29 10:49:47

Ник: Владимир

Комментариев: 15


Комментарии

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-19 18:38:49

    Действительно, здорово. Теперь у нас два виноватых - Чубайс и ребенок. Раньше был один Чубайс, но мы нашли второго!

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-19 08:38:37

    Да, согласен. Действительно, замкнутый круг. Проблема еще и в том, что подавляющее большинство родителей уверено, что виноват ребенок, который вовремя не выучил правило. Достаточно заставить его, например, с помощью репетитора, выучить правило, и все будет прекрасно. От репетитора изначально ждут впихивания правил, а вовсе не развития мозга в нужном направлении. Отсюда спрос на "повторюшек". К вопросу отличия умных от образованных. У нас в свое время в институтской газете в рубрике "Однажды на лекции" проскочила замечательная фраза одного из преподавателей: "Ученый - значит его учили, а результат неизвестен." А те, кто хочет быть "умным, а не образованным", мне кажется, неизбежно постепенно приходят к идее самообучения. И Ваши статьи очень этому способствуют.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-18 21:09:22

    “Попытки репетиторов «со стажем» обучить ребенка, проучившегося в

    школе 10-11 лет напоминают мне косметический ремонт. Дорогостоящую

    попытку улучшить обветшалое здание покраской стен или наклейкой

    плитки. Некоторое время будет смотреться лучше, но потом все равно

    отвалится: основа не поддерживает изменений.”

    И тут Вы абсолютно правы! Мозг ребенка, проучившегося в школе 10-11 лет, оказывается серьезно поврежден школьной методой. И это не метафора и не гипербола. Это реальность. Он сопротивляется человеческому подходу. Пытается делить задачи на виды и подвиды и к каждому виду запоминать отдельное решение. В него это вбито на уровне рефлекса. У него напрочь отсутствует чувство понимания. Я бы сказал, что он даже не понимает, что он ничего не понимает. И его, действительно, очень трудно чему-нибудь научить. Приходится рушить весь его мир “до основанья, а затем...” И “косметический ремонт”, действительно, имеет очень мало смысла. Чтобы не сказать никакого. Но, к счастью, все же не все занимаются “косметическим ремонтом”. И дело тут не только в стаже. Я знаю несколько недавних выпускников МФТИ и МЭИ, которые никогда не занимаются “косметическим ремонтом”. Они, по-видимому, обладают неким врожденным чувством осмысленности. И аллергией на бессмысленные действия. И я знаю несколько людей с серьезным стажем, которые тоже никогда не занимаются “косметическим ремонтом”. Они стараются, как минимум, указать направление и дать толчок. Как неискушенному родителю найти именно такого человека для занятий с ребенком, сказать сложно. При этом интересная деталь: из десяти моих знакомых, занимающихся осмысленно и с пользой, только трое имеют педагогическое образование. И мне знакомы несколько человек с огромным стажем и педагогическим образованием, занимающихся бессмысленным “косметическим ремонтом” и свято уверенных, что так и надо. Так что ни стаж, ни педагогическое образование сами по себе еще ни о чем не говорят.

    Я нашел более-менее сносное определение репетитора. “Преподаватель, который проводит дополнительные — обычно индивидуальные — занятия, помогая усвоить необходимые знания.”

    Те “репетиторы со стажем”, которых Вы имеете в виду, по сути репетиторами не являются, поскольку никоим образом не помогают усвоить необходимые знания. Это лица, зарабатывающие деньги с помощью деятельности, внешне напоминающей репетиторство. К сожалению, среди тех, кого принимают за репетиторов, таких, действительно, подавляющее большинство.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-13 20:41:13

    Действительно, приходят! Никаких других ассоциаций, кроме "эту песню не задушишь, не убьешь", у меня этот факт не вызывает. Здесь и люди с сильным иммунитетом, и те, кому грамотные репетиторы дали верное направление, а они его приняли и придерживаются. И, вероятно, некоторое количество тех, кого грамотные учителя в школе смогли научить, "взяв ответственность на себя", и грубо поправ все школьные правила и принципы. Потому что, не поправ, это сделать невозможно по определению.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-11 19:56:49

    «А потому, что обучить 16-летнего человека, прошедшего школу

    современной школы возможно только в рекламных текстах репетиторов.

    Но не в реальной жизни.»

    В подавляющем большинстве случаев это действительно так. Но, к счастью, не во всех. Существуют 16-летние люди с удивительно сильным иммунитетом, подавляющим даже школу. Их очень мало, но они есть. С ними удается “содрать все и начать заново”. Для них это, конечно, шок. Они только успевают удивляться: “А почему мы в школе так не делаем?”

    Тем, у кого иммунитет послабее, к сожалению, удается только наметить направление. Человек, которому направление нравится, дальше идет сам. Кому не нравится, конечно, останавливается “на достигнутом”.

    В некоторых случаях не удается ничего. Эти люди загублены школой бесповоротно.

    Понимаю, что это статистика только на основе малой выборки из тех, кто обратился за помощью. В реальной жизни, похоже, спасти можно в лучшем случае следовые доли процента.

    По моим грубым умозрительным оценкам (я не проводил никаких исследований) примерно десяти процентам учащихся в школе вообще все равно, что там происходит. Они не заметят, даже если их вдруг начнут учить грамотно по осмысленным методикам. Результат будет нулевым, как и сейчас. Остальные 89,(9) по-человечески жалко.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-05 11:25:28

    Согласен, нечетко выразился. Под символьным решением я понимаю, что если в нужное место соответствующей программы ввести данные конкретной задачи, компьютер выдаст не только конечный численный ответ, но и все промежуточные преобразования в буквах. И окончательную формулу в буквах.И даже "умеет" работать с обыкновенными дробями. И даже в некоторых интегралах может выдать ответ в буквах.То есть компьютер вполне может выдать решение, как оно должно выглядеть в тетради ученика.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-04 20:33:06

    "Можно ли оценить успех обучения на основании тестов и

    экзаменов, требующих запоминания шаблонов, неважно,

    стихотворения, правила или типовой задачи?"

    Очень непростой вопрос. Возьмем для примера математику.

    Судя по тому, что на сегодняшний день компьютер “научили” решать символьно практически все школьные задачи, их все вполне можно решить по шаблону. Более-менее точно успех обучения можно оценить только в личной беседе с глазу на глаз. Если тем не менее я хочу использовать письменный экзамен (тест) для оценки базовых навыков, я должен его составить так, чтобы там было неимоверное количество шаблонов. Чтобы воспроизвести их наизусть мог в лучшем случае один экзаменуемый из тысячи, а лучше ни одного. Но все равно при любых обстоятельствах массовый экзамен обречен на погрешности. “Технически невозможно получить урожай высокого качества,массово засевая огромные площади”. Массовый экзамен может дать только некую осредненную грубую оценку. Примерно так устроен нынешний ЕГЭ по математике. Написать профильный экзамен на 85+ исключительно по шаблонам практически невозможно. Надо быть хорошим компьютером. Даже на 80 почти нереально. Должно сильно повезти. А вот на 70-75, хоть и непросто, но вполне возможно. На основании результатов ЕГЭ (и базового, и профильного) вполне можно сделать вывод о полном отсутствии школьного образования. Да и сам факт деления ЕГЭ на базовый и профильный свидетельствует о том же. Думаю, что создатели ЕГЭ это прекрасно понимают. А вот судить об успехах обучения собственного ребенка по результатам сданного им массового экзамена (безразлично, ЕГЭ, или не ЕГЭ) чревато серьезной погрешностью. Образование – процесс индивидуальный и оценить результаты по-человечески можно только индивидуально. Только включив в экзамен элемент собеседования с грамотным человеком, можно понять, решает испытуемый по шаблону, или понимает, что делает. Понимание – очень скользкая материя...

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-03 10:12:11

    Осенило по поводу "душа лежит". Не является ли это ощущение химическим сигналом в мозгу: займись тем, что в тебе заложено природой? Конечно, понимаю, что ни доказать, ни опровергнуть это не удастся.

    Понимаю, что новая информация должна цепляться за старую, хотя знаю об этом только от Карнеги, не глубже. И всегда стараюсь, чтобы ребенок сам открывал для себя новый материал, не замечая, что его к этому плавно подвели. Тогда этот новый материал гораздо лучше ложится на подготовленную почву. Кстати, в связи с этим никогда не понимал, за что цепляется самая первая информация у новорожденного. Должен быть какой-то изначальный "крючок", на который вешается "губка" для впитывания информации.

    Ну, а школа, действительно, давно прошла "точку невозврата". Реформировать ее бесполезно. Надо создавать принципиально другую и, к сожалению, даже не на ровном месте.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-02 17:40:51

     Является ли обучением заучивание информации?

    Смотря чему. Если это обучение искусству воспроизводить по памяти число "пи" до тысячного знака после запятой, то, вероятно, да.

    Математике, физике, химии, истории, литературе, языку, в общем, чему угодно осмысленному - категорически нет. В компьютер можно впихнуть практически любое количество информации. Однако, его вряд ли можно считать обученным?

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-02 17:26:20

    Зависит ли успех от способностей

    или же опыт успешности пробуждает в человеке нечто, что

    позже мы определяем как «Природные задатки», которые и

    привели к успеху?

    Скорее всего, и то, и другое. Сначала "природные задатки" приводят к некоторому опыту успешности. А этот опыт, в свою очередь, побуждает развивать задатки дальше.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-02 17:06:17

    «Что такое способность?»

    Подозреваю, что это нечто, заложенное на генетическом уровне. Одни нейронные связи формируются лучше других. Если способность изначально как следует заложена, ее можно развить до серьезного уровня. Или загубить на корню. Или просто не развивать, тогда она может остаться едва заметной на уровне чуть выше среднего. Если не заложена, наверное, тоже можно развить до какого-то уровня. Но вряд ли существенного. Степень "заложенности" той или иной способности тоже наверняка разная у разных людей.Существует мнение, что у всех людей есть способности ко всему на свете. Надо только их грамотно развивать. Вполне возможно. Но лично мне трудно представить настолько грамотного специалиста, чтобы он смог развить мою способность, например,к оперному пению до сколько-нибудь заметного уровня.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-02 15:22:54

    «Образование ребенка это эксперимент,

    который не суждено провести дважды»

    Очень точно. В таких случаях посещают мысли типа - как же я сам до этого не додумался.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-02 15:13:10

    «Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации»

    трактует обучение как

    «процесс ... овладения знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта

    деятельности, развитию способностей, ... опыта применения знаний в повседневной жизни и

    формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»

    Трактует он, может, и неплохо. Но к процессам, происходящим в школе, это не имеет ни малейшего отношения. Более того, в школе, к сожалению, все строго наоборот.

  • Книга: "Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)"
    2019-12-01 15:46:48

    Здравствуйте, Виктор! Во-первых, огромное спасибо за эту книгу. Наши взгляды на образование настолько удивительно совпадают, что если бы я хоть что-нибудь смыслил в психологии,я бы попытался написать ее сам.

    "Нет работающих алгоритмов обучения

    Есть лишь направления"

    Мне очень стыдно, но за сорок с хвостиком лет преподавания я так и не заинтересовался педагогикой, как наукой. Видимо, именно потому, что у меня в подсознании сидело ощущение, что как она может быть наукой, если построить алгоритм обучения невозможно.Образование - процесс исключительно индивидуальный. Когда моя дочь училась в Тореза, я краем глаза заглянул в ее лекции по педагогике. И мы вместе попытались понять хотя бы строчку. Нам так и не удалось продраться через джунгли терминов. После чего мы сошлись во мнениях: эту дребедень надо как можно скорее любым чудом сдать и забыть, как кошмарный сон. Что, собственно, и произошло. И в работе мы с ней ориентируемся на простую заповедь - не навреди. Написали Вы эту книгу, может, и за неделю. Но шли Вы к ней не год и, думаю, не десять лет. И, несмотря на то, что я сам пришел примерно к тому же, мне надо некоторое время, чтобы все это "переварить"...

  • Как решать задачи?
    2019-11-29 11:24:01

    Виктор, огромное спасибо за Ваш взгляд на задачи! Тысячу раз видел эту задачу про прямоугольник, но ни разу не задумался, что у прямоугольника 4 стороны. Позор джунглям! А по поводу "действительно простой задачки": результат нужно уменьшить на 50%. И еще очень порадовало слово "энергосбережение".Я тоже к нему пришел, правда, немного в другом контексте.