Образование умерло ... Да здравствует образование!
Это, вероятно, самая серьезная статья на сайте.
Никаких шуточек.
Никаких смайликов.
Она затрагивает самый существенный аспект всей системы образования, из которого вытекают все остальные, достаточно мелкие проблемы. Такие, как:
Попробуем получить ответ на эти вопросы, избегая лишних эмоций.
Протестные настроения родителей: "Все на баррикады!"
На форумах о школьном образовании нередко можно услышать призывы такого рода:
"Хватит отсиживаться! Сейчас на митинг против реформированной системы образования выходит 200 человек. А нужно, чтобы выходили тысячи, только тогда что-то начнет меняться!"
Ленин назвал бы такие призывы "наивными митинговыми настроениями". А существующая власть, кажется, находит им определения в УК.
У меня же возникают 2 вопроса:
Полицейская функция школы
Школа - одно из немногих мест в нашем государстве, где разрешено собираться "Больше двух", не запрашивая предварительного согласия местных властей. Откуда такое благодушие?
... Одна из основных функций любого государства состоит в обеспечении стабильности существующего строя. Осуществляется эта функция, в частности, обеспечением правопорядка, в том числе - в "Местах массового скопления людей". Это, по-простому и есть полицейская функция государства.
Еще недавно этим занималась милиция. Но кому-то зачем-то потребовалось сменить название на другое, имеющее исключительно негативные ассоциации в умах большей части взрослого населения.
Но, в конце концов название - не главное. Главное - это функция.
"Обеспечение стабильности" - очень широкая функция которая осуществляется разными методами, среди которых силовые являются последними в цепочке. Самыми грубыми и самыми неэффективными.
Степень использования силовых методов подавления обратно пропорциональна эффективности работы государственной системы в целом. Силовики "Подчищают хвосты". Они - "Чистильщики" системы.
Опять же, говоря по-простому:
Если у человека
то можно спокойно сократить часть полицейского аппарата, а высвободившиеся средства направить на дальнейшее "совершенствование школьной системы образования".
Это и гуманнее и эффективнее.
И я говорю об этом совершенно серьезно, без всякого сарказма или иронии.
Давайте добавим немного конкретики и проиллюстрируем сказанное.
"Глубокая удовлетворенность и полная поддержка"
"День и ночь - сутки прочь"
Банально и очевидно, не правда ли?
Как в воду глядел, когда писал об этом в статье о понятийном мышлении ...
Экстенсивная и интенсивная составляющие образования
Как и в случае с полицией: если у нее много работы, значит плохо работают другие государственные учреждения.
Если системе школьного образования приходится загружать детей столь непосредственно прямолинейно, значит ...
... Никогда не мешает перестраховаться, если имеешь дело с жизненно важными вещами.
Что значит: "Перегруженные мозги?".
"Здесь мерилом работы считают усталость"
Наутилус ПомпилиусЭто значит, что в них загружена неудобоваримая, то есть не понятая учеником информация.
Некоторые (действительно существующие) "дыры" в системе "перегрузки занятостью" закрыты самим образовательным процессом:
трудно перевариваемые учебники; система непрерывного тестирования и ЕГЭ; Уже вторая генерация слабо образованных учителей "Поколения Пепси" Поэтому - массовое, статистически значимое непонимание школьниками математики незнание английского языка и пугающая неграмотность в родном русском, невероятная статистика заболеваемости ...
Короче: вот почему на улицах гуляет так мало детей самого разного возраста.
И вот почему очень многие младшеклассники выполняют домашние задания до полуночи.
Регулярно.
"Это сладкое слово свобода" или бродячие псы
А лично Вам, уважаемый коллега, хотелось бы, видеть на улицах городов больше детей?
Лично мне - категорически "Нет!"
Не вообще "Нет", а в конкретной социально - экономическо - образовательной ситуации.
Почему?
Потому, что я рос в то время, когда забредши по случаю в соседний район города, легко можно было наткнуться на организованную компанию ровесников, с которыми приходилось выяснять, почему ты попал сюда и кого ты здесь знаешь, что попал сюда. И не всегда только путем вербальной коммуникации.
Не хотелось бы мне воссоздания той обстановки на новом диалектическом витке развития общества ...
(Не утерпел, поставил смайлик - таки ...)
Вот поэтому, все, что я написал выше - я написал действительно, без всякой иронии. Ну, почти ...
Вот поэтому я и не понимаю, почему те революционеры от образования не понимают, за что они борются и чего хотят добиться.
Чтобы необразованные дети, имеющие массу свободного времени и осознающие свою социальную невостребованность в будущем само организовывались на улицах городов и сел?
В будущем будет лучше. Но нескоро
"Ах нет! Что Вы такое говорите!",-
могут воскликнуть некоторые, так и не уловившие до сих пор сути проблемы.
"Мы за то, чтобы власть перестала разрушать школу, чтобы наши дети выросли образованными и востребованными людьми!"
Забудьте.
Поздно.
На это и был сделан расчет 30 лет назад. В этой стране нормального всеобщего образования (так, как это слово мы привыкли понимать) в перспективе нескольких десятков лет не будет.
Почему? Об этом много статей на этом сайте, но, вообще-то, это очевидно.
Потому, что образование это:
прежде всего, люди с соответствующим образованием. И это социальная востребованность этих людей. Даже если социально - экономические условия изменятся в лучшую сторону, (на что я искренне надеюсь) человеческий потенциал за короткие сроки восстановить просто невозможно.
Если, вдруг,показалось неубедительным - смотрите уроки истории.
Эффект Матфея в образовании
В этой стране всеобщее школьное образование в обозримой перспективе будет все больше превращаться в "Инструмент социальной стабильности", удерживающий большинство в состоянии максимальной загруженности и несвободы. И это, учитывая историческую конкретику, является благом для общества.
Но, в особенности, это благо для меньшинства, которому открываются возможности для индивидуального образования, о которых раньше можно было только мечтать за закрытыми дверями хрущевок.
И вот именно с этой точки зрения я занялся исследованием образовательного процесса, "собрав в кучу" весь свой опыт образования за 50 лет.
Благо, есть что собирать.
Потому, что я не хочу, чтобы мой сын оказался "В толпе".
И в этом природа моего критицизма, проглядывающего в статьях: в "отделении зерен от плевел".
"Чтобы стать умнее, нужно понять,
что такое глупость"
(?)А отнюдь не в желании покритиковать плохих чиновников и неразумных школьных методистов.
Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.