Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Слово — тень дела.
Демокрит

Образование умерло ... Да здравствует образование!

/ Просмотров: 1496

Это, вероятно, самая серьезная статья на сайте.

Никаких шуточек.

Никаких смайликов.

Она затрагивает самый существенный аспект всей системы образования, из которого вытекают все остальные, достаточно мелкие проблемы. Такие, как:

  • Почему мой ребенок в школе не понимает математику?
  • Почему дети в школе не могут выучить английский?
  • Почему дети так много болеют?
  • Почему детей так сильно загружают в школе?
  • Попробуем получить ответ на эти вопросы, избегая лишних эмоций.

    Протестные настроения родителей: "Все на баррикады!"

    На форумах о школьном образовании нередко можно услышать призывы такого рода:

    "Хватит отсиживаться! Сейчас на митинг против реформированной системы образования выходит 200 человек. А нужно, чтобы выходили тысячи, только тогда что-то начнет меняться!"

    Протестные настроения родителей

    Ленин назвал бы такие призывы "наивными митинговыми настроениями". А существующая власть, кажется, находит им определения в УК.

    У меня же возникают 2 вопроса:

  • против кого или чего нас призывают протестовать?
  • И почему власть с таким упорством отстаивает дух и букву нового закона об образовании?
  • Полицейская функция школы

    Школа - одно из немногих мест в нашем государстве, где разрешено собираться "Больше двух", не запрашивая предварительного согласия местных властей. Откуда такое благодушие?

    А где бы тогда собирались эти несколько миллионов, если бы они не собирались в школах?

    Неожиданный вопрос, правда?

    И чем бы занимались эти несколько миллионов после школы, если бы они имели достаточно свободного времени и умели думать?

    ... Одна из основных функций любого государства состоит в обеспечении стабильности существующего строя. Осуществляется эта функция, в частности, обеспечением правопорядка, в том числе - в "Местах массового скопления людей". Это, по-простому и есть полицейская функция государства.

    Еще недавно этим занималась милиция. Но кому-то зачем-то потребовалось сменить название на другое, имеющее исключительно негативные ассоциации в умах большей части взрослого населения.

    Но, в конце концов название - не главное. Главное - это функция.

    "Обеспечение стабильности" - очень широкая функция которая осуществляется разными методами, среди которых силовые являются последними в цепочке. Самыми грубыми и самыми неэффективными.

    Силовые и школьные методы обеспечения стабильности общества

    Степень использования силовых методов подавления обратно пропорциональна эффективности работы государственной системы в целом. Силовики "Подчищают хвосты". Они - "Чистильщики" системы.

    Опять же, говоря по-простому:

    полиция обеспечивает то, что не смогла обеспечить школа.

    Если у человека

  • не осталось свободного времени в расписании и
  • его мозги загружены по-полной,
  • то можно спокойно сократить часть полицейского аппарата, а высвободившиеся средства направить на дальнейшее "совершенствование школьной системы образования".

    Это и гуманнее и эффективнее.

    И я говорю об этом совершенно серьезно, без всякого сарказма или иронии.

    Давайте добавим немного конкретики и проиллюстрируем сказанное.

    "Глубокая удовлетворенность и полная поддержка"

  • Сегодня на совещании в Кремле обсуждались вопросы совершенствования системы образования. Президент подчеркнул, что "Достигнутый уровень должен быть ритмично поддержан".
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ скорректирован СанПиН 2.4.2.2821-10. Общий объем нагрузки для учащихся 5 -7 классов теперь не должен превышать 7 уроков (ранее 6 уроков). Для учащихся 8 -11 классов 8 уроков (ранее 7 уроков).
  • 8 часов, плюс перемены, плюс время до школы и обратно, плюс домашние задания. Несложная арифметика ...

    "День и ночь - сутки прочь"

    Банально и очевидно, не правда ли?

    Как в воду глядел, когда писал об этом в статье о понятийном мышлении ...

    Экстенсивная и интенсивная составляющие образования

    Как и в случае с полицией: если у нее много работы, значит плохо работают другие государственные учреждения.

    Если системе школьного образования приходится загружать детей столь непосредственно прямолинейно, значит ...

    ... Никогда не мешает перестраховаться, если имеешь дело с жизненно важными вещами.

    Что значит: "Перегруженные мозги?".

    "Здесь мерилом работы считают усталость"
    Наутилус Помпилиус

    Это значит, что в них загружена неудобоваримая, то есть не понятая учеником информация.

    Некоторые (действительно существующие) "дыры" в системе "перегрузки занятостью" закрыты самим образовательным процессом:

  • трудно перевариваемые учебники;
  • система непрерывного тестирования и ЕГЭ;
  • Уже вторая генерация слабо образованных учителей "Поколения Пепси"
  • Поэтому - массовое, статистически значимое непонимание школьниками математики незнание английского языка и пугающая неграмотность в родном русском, невероятная статистика заболеваемости ...

    Короче: вот почему на улицах гуляет так мало детей самого разного возраста.

    И вот почему очень многие младшеклассники выполняют домашние задания до полуночи.

    Регулярно.

    "Это сладкое слово свобода" или бродячие псы

    А лично Вам, уважаемый коллега, хотелось бы, видеть на улицах городов больше детей?

    Лично мне - категорически "Нет!"

    Не вообще "Нет", а в конкретной социально - экономическо - образовательной ситуации.

    Почему?

    Улица и школа

    Потому, что я рос в то время, когда забредши по случаю в соседний район города, легко можно было наткнуться на организованную компанию ровесников, с которыми приходилось выяснять, почему ты попал сюда и кого ты здесь знаешь, что попал сюда. И не всегда только путем вербальной коммуникации.

    Не хотелось бы мне воссоздания той обстановки на новом диалектическом витке развития общества ... cool mad (Не утерпел, поставил смайлик - таки ...)

    Вот поэтому, все, что я написал выше - я написал действительно, без всякой иронии. Ну, почти ...

    Вот поэтому я и не понимаю, почему те революционеры от образования не понимают, за что они борются и чего хотят добиться.

    Чтобы необразованные дети, имеющие массу свободного времени и осознающие свою социальную невостребованность в будущем само организовывались на улицах городов и сел?

    В будущем будет лучше. Но нескоро

    "Ах нет! Что Вы такое говорите!",-

    могут воскликнуть некоторые, так и не уловившие до сих пор сути проблемы.

    "Мы за то, чтобы власть перестала разрушать школу, чтобы наши дети выросли образованными и востребованными людьми!"

    Забудьте.

    Образование это такая субстанция, которая очень долго формируется, но вмиг разрушается.

    Поздно.

    На это и был сделан расчет 30 лет назад. В этой стране нормального всеобщего образования (так, как это слово мы привыкли понимать) в перспективе нескольких десятков лет не будет.

    Почему? Об этом много статей на этом сайте, но, вообще-то, это очевидно.

    Потому, что образование это:

  • прежде всего, люди с соответствующим образованием.
  • И это социальная востребованность этих людей.
  • Даже если социально - экономические условия изменятся в лучшую сторону, (на что я искренне надеюсь) человеческий потенциал за короткие сроки восстановить просто невозможно.

    Если, вдруг,показалось неубедительным - смотрите уроки истории.

    Эффект Матфея в образовании

    В этой стране всеобщее школьное образование в обозримой перспективе будет все больше превращаться в "Инструмент социальной стабильности", удерживающий большинство в состоянии максимальной загруженности и несвободы. И это, учитывая историческую конкретику, является благом для общества.

    Но, в особенности, это благо для меньшинства, которому открываются возможности для индивидуального образования, о которых раньше можно было только мечтать за закрытыми дверями хрущевок.

    Толпу необходимо удерживать в рамках. Главное - самому не оказаться в этой толпе ...

    А Вы говорите: "Хорошие оценки", ищете репетиторов, чтобы "Подтянуть" предмет, бегаете с подарочками для учителя к Рождеству ...


    И вот именно с этой точки зрения я занялся исследованием образовательного процесса, "собрав в кучу" весь свой опыт образования за 50 лет.

    Благо, есть что собирать.

    Потому, что я не хочу, чтобы мой сын оказался "В толпе".

    И в этом природа моего критицизма, проглядывающего в статьях: в "отделении зерен от плевел".

    "Чтобы стать умнее, нужно понять,
    что такое глупость"
    (?)

    А отнюдь не в желании покритиковать плохих чиновников и неразумных школьных методистов.

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.